История метрополитена
ХРОНОЛОГИЯ
1889-1895
1889
-
Правление Балтийской железной дороги разработало проект метрополитена, согласно которому подземной линией соединялись все вокзалы Петербурга.
1893
-
Камер-юнкер Р.К. фон Гортман предложил соединить центр города с вокзалами линией скоростной железной дорогой.
1893
-
Гласный Городской думы барон Ф.Р. Бистром дополнил предыдущий проект новой линией по Екатерининскому (Грибоедова) каналу.
1895
-
Инженер путей сообщения Я.К. Генеман предложил засыпку Екатерининского канала с устройством в его «ложбине» электрической железной дороги.
1900-1909
1900
- В Гатчине под Санкт-Петербургом по проекту инженера И.В. Романова была построена подвесная железная дорога.
1901
- Инженер Г.А. Гришсон создал проект подземной дороги под Невским проспектом.
- Инженер путей сообщения П.А. Рашевский разработал проект двух наземных линий метрополитена, которые соединяли центр города и вокзалы.
- Инженер путей сообщения В.Н. Печковский предложил построить железную дорогу на эстакадах от Казанского собора к Балтийскому и Варшавскому вокзалами.
1901-1902
- Гражданский инженер П.И. Балинский разработал несколько вариантов проекта Петербургского метрополитена.
1902
- Инженер путей сообщения С.Н. Кульжинский предложил соединить все вокзалы надземной линией метрополитена.
- Инженер Г.А. Гришсон предложил соорудить линию метрополитена включавшую подземные и наземные участки от Балтийского и Варшавского вокзалов до Финляндского.
1904
- Гласный Городской думы А.Н. Никитин предложил вариант проекта метрополитена.
1906
- Акционерное общество «Русских электротехнических заводов Сименс и Гальске» представила проект подземной электрической дороги под Невским проспектом.
- Инженер путей сообщения А.А. Лешерн фон Герцфельд ходатайствовал о проведении через центр города надземной электрической железной дороги.
1907
- Предприниматель и журналист И.П. Табурно проектировал скоростную дорогу на эстакадах над Екатерининским (Грибоедова) каналом.
- Бельгийские инженеры И. Гюле и П.-Ф. Лево инженер путей сообщения В.Н. Беляев, техник М.П. Мульханов и предприниматель Г.Т. Полилов разработали проект скоростной дороги по реке Таракановке и Екатерининскому (Каналу).
1909
- Комиссия по выработке мероприятий для улучшения условий пассажирского движения на казенных железных дорогах С.-Петербургского узла под председательством Главного инспектора Министерства путей сообщения. А.Н. Горчакова, обобщив многие прежние разработки, предложила прокладку трех линий метрополитена.
1911-1946
1911-1912
- Инженер путей сообщения Ф.Е. Енакиев разработал Проект преобразования Петербурга, включавший строительство метрополитена.
1913-1915
- По проекту инженера С.А. Бернатовича построена линия железной дороги от Нарвских ворот до поселка Княжево (вблизи Трамвайного проспекта) - первая электрифицированная железнодорожная линия в России, позднее получившая ОРАНЭЛ.
1914-1917
- В управлении городских железных дорог разработаны несколько вариантов проектов строительства надземных и подземных линий метрополитена. Один из главных разработчиков - инженер-электрик Ю.К. Гринвальд.
1930
- Ю.К. Гринвальд, главный инженер управления городских железных дорог, создал проект строительства в Ленинграде трех диаметральных линий метрополитена и двух соединительных.
1931
- Инженер О.Н. Штерцер разработал проект двух линий метрополитена.
1932
- В институте «Ленгоспроекттранс» профессор Е.А. Яковлев разработал проект двух линий метрополитена Витебской и Балтийской.
1933
- Проект метрополитена разработан в ЛНИИКХе. Предусматривалось сооружение трех линий.
1934
- В мастерской А.С. Никольского разработан проект метро (подземного трамвая) для Крестовского острова.
1935
- АПО Ленсовета создан проект метрополитена, согласно которому предполагалось строительство трех линий.
1938
- Председатель Ленгорсовета А.Н. Косыгин выступил с инициативой строительства в Ленинграде метрополитена. В ГлавАПУ составлена перспективная схема развития городского транспорта.
1941
- Совет Народных Комиссаров и ЦК ВКП(б) приняли постановление о строительстве в Ленинграде метрополитена.
- В апреле: Начаты работы по строительству метрополитена (прерваны сразу после начала Великой Отечественной Войны).
1946
- 22 мая: Возобновлены работы по строительству метрополитена.
- 10 декабря: Состоялся первый тур конкурса на архитектурное оформление станций первой очереди строительства Ленинградского метрополитена.
1950-1958
1950
- Подведены итоги III конкурса на архитектурное оформление станций Ленинградского метрополитена.
1954
- Декабрь: при исполкоме Ленсовета образовано Управление Ленинградского метрополитена.
1955
- Из Московского метрополитена в Ленинград доставлено 59 вагонов метро типа «Г».
- Март: Организованы курсы по обучению рабочим профессиям для Ленинградского метрополитена. До октября 1955 года подготовлено почти триста человек машинистов и помощников машинистов электропоездов, дежурных по станциям и по посту централизации, электромехаников эскалаторов и тяговых подстанций, бригадиров пути. Производственную практику слушатели курсов проходили на Московском метрополитене. Первые группы машинистов комплектовались из железнодорожников, имевших право управления локомотивами.
- 8 октября: По первой линии Ленинградского метрополитена прошел пробный поезд.
- 15 октября: Решением Исполкома Ленгорсовета депутатов трудящихся, постановил: создать структурные подразделения метрополитена: Службу движения, Электро-механическую службу, Службу СЦБ и связи, Службу пути, сооружения и сантехники, Электродепо, Объединенные мастерские, Службу материально -технического снабжения, Восстановительную базу, Автомобильно- транспортную базу, техническую школу метрополитена.
- 14 ноября: Указом Президиума Верховного Совета СССР Ленинградскому метрополитену присвоено имя В.И. Ленина.
- 15 ноября: Введена в эксплуатацию первая очередь Ленинградского метрополитена от станции «Автово» до станции «Площадь Восстания» протяженностью 10,8 км.
- Введена в эксплуатацию первая очередь Электродепо «Автово».
- Декабрь: С Мытищенского машиностроительного завода поступили 32 вагона новой серии «Д».
1956
- Март: Техническая школа метрополитена приняла первых учащихся.
- Впервые на сети железных дорог и метрополитенов применена автоматическая воздушная отчистка.
1957
- Для производства капитального ремонта эскалаторов и двигателей подвижного состава созданы Объединенные мастерские метрополитена.
В последствии были организованы около 20 участков и отделений: механосборочное, станочное шлифовальное термическое, гальваническое, инструментальное, ремонтно-хозяйственное. На мастерские возложили обязанности заняться изготовлением новой техники. Здесь изготовлялись автоматы для размена монет, автоматические контрольные пункты для станций метрополитена, подметальные и грязеуборочные машины. С 1 января 2002 года Объединенные мастерские получили статус завода. - Началось внедрение радиовещания на поездах.
1958
- 1 июня: введен в эксплуатацию участок Кировско-Выборгской линии (ныне линия 1) от станции «Площадь Восстания» до станции «Площадь Ленина» протяженностью 3,4 км.
- Впервые в стране на метрополитене начались работы по автоматизации управления поездами.
1960-1969
1960
- 13 августа: введен в строй второй наклонный ход и наземный вестибюль станции «Площадь Восстания» со стороны Московского вокзала.
1961
- 29 апреля: введена в эксплуатацию первая очередь Московско-Петроградской линии (ныне линия 2) от станции «Парк Победы» до станции «Технологический институт» протяженностью 6,5 км.
- Июнь: для детей сотрудников Ленинградского метрополитена открыт пионерский лагерь в поселке Рощино на Карельском перешейке.
1962
- Воздушно-тепловые завесы станций переведены на автоматическое программное управление.
1963
- 1 июля: введен в эксплуатацию участок Московско-Петроградской линии от станции «Технологический институт» до станции «Петроградская» протяженностью 5,9 км.
1964
- Введен в эксплуатацию первый на метрополитенах страны контактно-аккумуляторный электровоз.
- Введены в эксплуатацию новые эскалаторы серии «ЛП».
1965
- 9 октября: на Московско-Петроградской линии начаты испытания системы автоматического управления поездами.
- Кировско-Выборгская линия оснащена поездной диспетчерской радиосвязью.
1966
- Закончен перевод эскалаторов на скорость движения 0,94 метра в секунду вместо 0,72 метра в секунду.
- Май: на Кировско-Выборгской линии открыто движение на участке от станции «Автово» до станции «Дачное» протяженностью 1,5 км.
- Июнь: созданы эскалаторная служба и служба электроподстанции и сетей. Образована служба пути как самостоятельное подразделение метрополитена.
1967
- Создана служба подвижного состава.
- Январь: началась опытная эксплуатация автоведения поездов на Московско-Петроградской линии.
- 3 ноября: введена в эксплуатацию первая очередь Невско-Василеостровской линии (ныне линия 3) от станции Василеостровская до станции «Площадь Александра Невского» протяженностью 8,2 км.
1968
- На совмещенных тягово-понизительных подстанциях началась плановая замена ртутных выпрямителей на кремневые.
- Поступили первые вагоны серии «ЕМ», изготовленные на вагоностроительном заводе имени И.Е. Егорова. Отличаются от вагонов серии «Е»: симметричным расположением дверей, увязкой дверной сигнализации с устройством управления, наличием системы автоведения.
- Началась опытная эксплуатация автоведения поездов на Невско-Василеостровской линии.
1969
- Началась модернизация освещения всех станций и вестибюлей с заменой ламп накаливания на люминесцентные и дуговые ртутные лампы.
- объем перевозки пассажиров превысил один миллион человек в сутки.
- 11 апреля: начался перевод управления электропоездами одним машинистом без помощника.
- организована медсанчасть метрополитена.
- Объединенные мастерские начали серийный выпуск поломоечных и подметательных машин.
- 25 декабря: введен в эксплуатацию участок Московско-Петроградской линии от станции «Парк Победы» до станции «Московская» протяженностью 1,8 км.
1970-1979
1970
- 21 декабря: введен в эксплуатацию участок Невско-Василеостровской линии от станции «Площадь Александра Невского» до станции «Ломоносовская» протяженностью 6,15 км.
1971
- Началось внедрение системы автоматического и дистанционного управления эскалаторами.
- Январь: Межведомственная комиссия государственного комитета СМ СССР по науке и технике приняла в постоянную эксплуатацию автоматическую систему управления ведения поездов на Московско-Петроградской и Невско-Василеостровской линиях.
- 7 января: Указом Верховного Президиума Совета СССР Ленинградский метрополитен награжден орденом Ленина.
1972
- Введено в эксплуатацию Электродепо «Московское». На парковых путях депо «Московское» впервые введена блочная маршрутно-релейная централизация.
- 25 декабря: Введен участок Московско-Петроградской линии от станции «Московская» до станции «Купчино» протяженностью 4,4 км.
1973
- В тоннелях на всех линиях во время движения погашено все освещение.
- Создано ремонтно-строительное управление Ленинградского метрополитена.
- Закончено усиление тягового электроснабжения Кировско-Выборгской линии для пропуска 40 пар 8-вагоных составов и Московско-Петроградской - 6-вагонных составов.
- Переведены на телеуправление и телесигнализацию санитарно-технические устройства Кировско-Выборгской и Московско-Петроградской линий.
1974
- Создан отдел автоматизированных систем управления метрополитеном, в котором началась установка первой управляющей электронной вычислительной машины М-6000.
- Введен в эксплуатацию первый на метрополитене грузовой вагон для перевозки колесных пар, тяговых двигателей и других грузов.
- 2 сентября: Профессионально-техническое училище N 115 метрополитена приняло первых учащихся
1975
- Принят в эксплуатацию новый вагон дефектоскоп, изготовленный на базе вагона серии «Е» и контролирующий одновременно две рельсовые нити.
- 22 апреля: Введен в эксплуатацию участок Кировско-Выборгской линии от станции «Площадь Ленина» до станции «Лесная» протяженностью 3,49 км.
- 21 мая: Метрополитены страны переданы в ведения Министерства путей сообщения.
- 31 декабря: Введен в эксплуатацию участок Кировско-Выборгской линии от станции «Лесная» до станции «Академическая» протяженностью 5,26 км.
1976
- Сдана в эксплуатацию вторая очередь депо «Дачное» с поточными линиями среднего и капитального ремонта вагонов.
- Начался перевод тягово-понизительных подстанций на бесконечную систему телемеханики с организацией новых диспетчерских кругов.
- На станции «Технологический институт» смонтирована первая телевизионная установка для обзора эскалаторов и среднего зала станций.
- На совмещенных тягово-понизительных подстанциях начата замена тягово-масленных трансформаторов на сухие
- Началось производство среднего ремонта вагонов в депо «Дачное».
- Декабрь: Государственное комиссией принята в эксплуатацию система автоматического управления поездами на Кировско-Выборгской линии.
1977
- Поступили первые вагоны новой серии 81-717(714).
- 29 сентября: Введен в эксплуатацию участок Кировско-Выборгской линии от станции «Автово» до станции «Проспект Ветеранов» протяженностью 3,62 км.
1978
- Начался перевод линий на автоматический учет электроэнергии.
- 29 декабря: Введен в эксплуатацию участок Кировско - Выборгской линии от станции «Академическая» до станции «Комсомольская»(«Девяткино») протяженностью 4,32 км.
- Сдана в эксплуатацию центральная телефонная станция на 2000 номеров.
- На всех линиях движение поездов стали осуществлять машинисты без помощников.
- Началась эксплуатация эскалаторов новой серии «ЭТ».
- Введен в эксплуатацию котактно-аккумуляторный электровоз с тиристорно-импульсным управлением и рекуперативным торможением.
- На площадке депо «Московское» закончено строительство главного склада службы материально-технического снабжения.
- Начался монтаж клееболтовых изолированных стыков рельсов.
1979
- В депо «Дачное» начал производиться капитальный ремонт вагонов.
- Для сотрудников Ленинградского метрополитена открыта база семейного отдыха на реке Оредеж.
- 5 октября: введен в эксплуатацию участок Невско-Василеостровской линии от станции «Василеостровская» до станции «Приморская» протяженностью 2,36 км.
- Введено в эксплуатацию Электродепо «Северное».
- Закончено усиление системы тягового и внешнего электроснабжения Невско-Василеостровской линии для пропуска 44 пар шестивагонных составов с двигателем 110 квт.
- Началось оснащение линий охранно-пожарной сигнализацией.
1980-1989
1980
- Все станции оснащены световыми информационными указателями и пиктограммами.
- 18 июля: после реконструкции введены в строй наземный вестибюль и наклонный ход станции «Технологический институт 2».
- Ноябрь: открыт санаторий профилакторий метрополитена на 400 мест в Зеленогорске.
- Завершена реконструкция электрочасового хозяйства с установкой электронных суточных и интервальных часов с секундным отсчетом времени.
- Создан музей метрополитена.
- Переведены на телеуправление санитарно-технические устройства Невско-Василеостровской линии.
1981
- Впервые на метрополитене создана вагон-лаборатория по проверке путевых технических средств КСАУП, АЛС, радиосвязи, энергообеспечения.
- 10 июля: введен в эксплуатацию участок Невско-Василеостровской линии от станции «Ломоносовская» до станции «Обухово» протяженностью 4,3 км.
- Объем перевозки пассажиров превысил 2 миллиона человек в сутки.
- На площадке депо «Московское» закончено строительство рельсосварочной базы с механическими мастерскими службы пути.
- Создан Вычислительный центр метрополитена.
1982
- На Московско-Петроградской линии установлен первый прибор обнаружения нагрева букс проходящих поездов.
- На Невско-Василеостровской линии введена система автоматической локомотивной сигнализации с автоматическим регулированием скорости - АЛС-АРС.
- 4 ноября: введен в эксплуатацию участок Московско-Петроградской линии от станции «Петроградская» до станции «Удельная» протяженностью 7,19 км.
1983
- Прошла обкатка первого в стране вагона метрополитена с асинхронным тяговым приводом.
- Началась замена на подстанциях масляных трансформаторов СЦБ на сухие.
- В депо «Московское» введен в действие первый на метрополитене оздоровительный комплекс.
1984
- На совмещенных тягово-понизительных подстанциях начата установка телеуправляемых защитных заземлителей 825 В.
- Задействована система автоматического и дистанционного управления освещения на первых 4 станциях.
- 28 декабря: введен в эксплуатацию участок Невско-Василеостровской линии от станции «Обухово» до станции «Рыбацкое» протяженностью 3,23 км.
1985
- 30 декабря: введена в эксплуатацию Первая очередь Правобережной линии (ныне линия 4) от станции «Площадь Александра Невского» до станции «Проспект Большевиков» протяженностью 6,83 км.
- На Правобережной линии задействовано новое основное средство сигнализации при движении поездов АЛС-АРС.
- На станциях «Московские ворота» и «Петроградская» введены первые системы управления работы станции с теленаблюдением за пассажиропотоком от вестибюля до платформы - СУРСТ.
1986
- Принята в эксплуатацию первая очередь автоматизированной системы управления метрополитеном - АСУ-метро. Введено в эксплуатацию Электродепо «Невское».
- На Московско-Петроградской линии введена в эксплуатацию система управления АЛС-АРС.
- Май: Создано проектное конструкторское технологическое бюро метрополитена.
1987
- 1 октября: введен в эксплуатацию участок Правобережной линии от станции «Проспект Большевиков» до станции «Улица Дыбенко» протяженностью 1,76 км.
1988
- 19 августа: введен в эксплуатацию участок Московско-Петроградской линии от станции «Удельная» до станции «Проспект Просвещения» протяженностью 3,73 км.
- База отдыха «Кабардинка» на Черном море приняла первых отдыхающих.
1989
- При железнодорожной больнице имени Ф.И. Дзержинского для сотрудников Ленинградского метрополитена построен лечебный корпус на 500 коек.
- На Московско-Петроградской линии введены автоматический контроль параметров воздуха и автоматизированная система дистанционного управления тоннельной вентиляцией.
1990-1999
1990
- Введена в действие первая в Ленинграде и области установка по утилизации люминесцентных ламп.
- Для поликлиники метрополитена построено новое здание.
- Внедрен вагон-габаритомер выполненный силами ПКТБ и службы пути на базе вагона серии «ЕМ».
1991
- Профессионально-техническое училище N 115 переименовано в технический лицей метрополитена.
- Декабрь: метрополитен передан из МПС в ведение администрации города.
- 30 декабря: введен в эксплуатацию участок Правобережной линии от станции «Площадь Александра Невского II» до станции «Садовая» протяженностью 4,69 км.
1992
- Кировско-Выборгская и Невско-Василеостровская линии оборудованы системой автоматического контроля параметров воздуха.
- 1 июля: Ленинградский метрополитен имени В.И. Ленина переименован в Петербургский метрополитен.
- Переименованы 3 станции метрополитена: 1 линия - «Комсомольская» - в «Девяткино»; 2 линия - «Площадь мира» - в «Сенную площадь»; 4 линия - «Красногвардейская» - в «Новочеркасскую».
- Декабрь: на Петербургском метрополитене создана служба социальных объектов.
1995
- Июнь: Внедрена первая очередь системы прохода пассажиров в метрополитен по магнитным картам.
- Ноябрь: На участке между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» произошел разлом тоннелей и их затопление. Линия 1 разорвана, движение поездов на аварийном участке прекращено.
1996
- Началась разработка и внедрение нового поколения устройств по управлению движением поездов на основе микропроцессорной техники - системы «Движение», которая призвана существенно расширить круг решаемых задач и заменить устаревшие системы централизации стрелок и сигналов, автоведения поездов.
1997
- Началась разработка и внедрение Комплексной автоматизированной системы диспетчерского управления (КАС ДУ). Новая система использует микропроцессорную технику, предназначена для диспетчерского контроля и управления движением поездов, объектами энергоснабжения и сантехустройствами и призвана заменить устаревшие и физически изношенные системы телемеханики.
- 15 сентября: введен в эксплуатацию участок Правобережной линии (на момент ввода - линия 4, ныне линия 5) от станции «Садовая» до станции «Чкаловская» протяженностью 4,73 км.
1998
- Январь: Служба спецсооружений метрополитена вошла в состав электромеханической службы.
- Проведено техническое перевооружение 65 вестибюлей Петербургского метрополитена универсальными турникетами нового поколения УТ-96.
- В автоматизированной системе контроля оплаты проезда в метрополитене (АСКОПМ) внедрена третья очередь - база данных проездных документов, позволяющая работать в реальном времени и вести мониторинг состояния технических средств системы.
1999
- 15 января: Введен в эксплуатацию участок Правобережной линии (на момент ввода - линия 4, ныне линия 5) от станции «Чкаловская» до станции «Старая Деревня» протяженностью 4,11 км.
- 3 сентября: На Правобережной линии (на момент ввода - линия 4, ныне линия 5) введена в эксплуатацию станция «Крестовский остров».
- В метрополитене появилась первая сотовая сеть.
2000-2009
2000
- Создана служба договорных отношений.
- Создана служба капитального строительства.
- Введена в опытную эксплуатацию 1-я очередь Комплексной автоматизированной системы диспетчерского управления (КАС ДУ).
2001
- Создано Электродепо «Выборгское».
- Май: Создана служба сбора доходов.
- Ноябрь: Создана служба общественного питания.
- Станции «Академическая», «Политехническая» оснащены станционной аппаратурой комплексной системы обеспечения безопасности движения и автоматизированного управления движением поездов (СА КСД).
- Начались эксплуатационные испытания микропроцессорной системы интервального регулирования движения поездов с рельсовыми цепями, использующую фазоразностную модуляцию сигналов.
2003
- Июль: Создана служба контроля на метрополитене.
- Осуществлен перевод на комплексную автоматизированную систему диспетчерского управления диспетчерских центров управления линий 1, 3 и 4.
- Проведены эксплуатационные испытания системы автоматической идентификации номеров маршрутов на линии 4.
- Введена первая очередь автоматизированной системы учета и анализа работы линий метрополитена (АСУ АРЛМ).
- Завершено внедрение поездной аппаратуры комплексной системы обеспечения безопасности движения и автоматизированного управления движением поездов (ПА КСД) - на линии 2 (оснащен весь парк - 63 состава Электродепо «Московское»).
- Завершено эксплуатационное испытание станционной аппаратуры комплексной системы обеспечения безопасности движения и автоматизированного управления поездов (СА КСД) на станциях «Академическая» и «Политехническая».
2004
- 26 июня: восстановлено движение от станции «Лесная» до станции «Площадь Мужества» на Кировско-Выборгской линии (линия 1).
- Август: ликвидирована дирекция строящегося метрополитена.
- Внедрена технология бесконтактных смарт-карт (БСК). Станции метрополитена оснащены устройствами обработки бесконтактных смарт-карт.
- На метрополитене внедрена корпоративная электронная почта и автоматизированная система электронного документооборота.
- Перевод Кировско-Выборгской линии с 7-вагонных составов на 8-вагонные.
2005
- 2 апреля: Введён в эксплуатацию участок Правобережной линии (на момент ввода - линия 4, ныне линия 5) от станции «Старая Деревня» до станции «Комендантский проспект» протяжённостью 2,66 км.
- 25 августа: Станция «Пролетарская» закрыта на реконструкцию до 25 февраля 2007 года.
- 14 ноября: Открылся музей Петербургского метрополитена в «Доме связи-2», расположенном рядом с вестибюлем станции «Приморская».
- 15 ноября: Петербургский метрополитен отметил своё 50-летие. Со станции «Автово» под звуки военного оркестра отправился «ретро-поезд», в состав которого вошли несколько наиболее старых вагонов, окрашенных по «старой» схеме окраски.
2006
- 10 августа: Закрыт на реконструкцию вестибюль станции «Владимирская» до 1 марта 2008 года.
- 17 ноября: После реконструкции досрочно открыта станция «Пролетарская».
- 22 декабря: Введен в эксплуатацию участок Московско-Петроградской линии от станции «Проспект Просвещения» до станции «Парнас».
2008
- 16 февраля: После реконструкции открыт вестибюль станции «Владимирская».
- 23 августа: Вестибюль станции «Гостиный двор» досрочно закрыт на реконструкцию в связи с аварийным состоянием наклонного хода.
- 11 октября: В связи с реконструкцией наклонного хода, станция «Горьковская» закрыта на капитальный ремонт.
- 20 декабря: Открыт 1-й участок новой Фрунзенско-Приморской линии от станции «Звенигородская» до станции «Волковская», но в связи с неоткрытием станции «Спасская» и, как следствие, невозможностью подключения участка «Комендантский проспект» - «Садовая» к новопостроенному участку, организовано временное челночное движение между этими двумя станциями по обоим путям.
2009
- 7 марта: На Правобережной линии открыта станция «Спасская», ставшая конечной станцией 4 линии. Участок «Комендантский проспект» - «Садовая» присоединён к участку «Звенигородская» - «Волковская» с образованием полноценной 5 линии (Фрунзенско-Приморской), челночное движение между «Звенигородской» и «Волковской» прекращено. Протяженность всего пускового участка 6,94 км.
- 31 августа: После капитального ремонта открыт вестибюль станции «Гостиный двор».
- 26 декабря: Открыты наземные вестибюли станций «Звенигородская» (новый) и «Горьковская» (после реконструкции).
2010-2015
2010
- 22 апреля: Премьерный показ мультфильма «Правила метрополитена - детям» в музее метрополитена. Используя мультипликацию, метрополитен наглядно рассказывает о Правилах пользования подземной железной дорогой. Также эти ролики размещены на сайте метрополитена и в стойках СПТИ на платформах.
- 15 мая: Исходя из технического состояния, эскалаторы на пересадочном узле станции Спасская работают только на спуск. Осуществляется круговое движение.
- 1 июня: Вестибюль станции «Площадь Александра Невского 1» закрыт, в связи с началом работ по капитальному ремонту тоннельной обделки наклонного хода, пассажиры пользуются входом и выходом на станцию через вестибюль станции «Площадь Александра Невского 2».
- 1 октября: На станции «Автово» начинаются работы по капитальному ремонту потолка на платформе. Декоративные элементы потолка демонтированы. На период ремонта станция не закрывается. Работы продлятся до декабря 2012 года.
- 15 ноября: Петербургскому метрополитену 55-лет. Со станции «Автово» под звуки военного оркестра отправился юбилейный состав с праздничным оформлением снаружи. В вагонах поезда размещены плакаты с информацией из истории метрополитена, также серия плакатов «Метро - глазами детей» и поздравительные открытки от пассажиров. Состав курсирует по линии 1.
В вестибюлях станций разместили плакаты с историей метрополитена и интересные факты о первых станциях. В переходе со станции Садовая на станцию Сенную разместили галерею плакатов с проектами подземных интерьеров, которым не суждено было сбыться. - 15 ноября: Выпущен юбилейный жетон «55 Петербургскому метрополитену».
- 22 ноября: Состоялась презентация книги «Санкт-Петербургский метрополитен: Путеводитель по петербургской подземке». Впервые в книгу собрали известные факты из истории Петербургского метрополитена и информацию связанную со строительством станций. Книга поступила в продажу в книжные магазины.
- 30 декабря: Открыта станция «Обводный канал» 5 линии, с 2008 года пассажиры эту станцию проезжали транзитом.
- 30 декабря: Выпущен юбилейный жетон «Обводный канал».
2011
- 01 января: Введен в действие новый вид проездного билета «Единый электронный билет» оформляемый на основе БСК «Подорожник», предоставляющий право на совершение поездок в пределах фиксированной суммы.
- 21 января: К 70-летию ОАО "МЕТРОСТРОЙ" выпущен юбилейный жетон.
- 29 апреля: исполнилось 50 лет с момента пуска первой очереди 2-ой линии Петербургского метрополитена от станции «Технологический институт» до станции «Парк Победы».
- 29 апреля: Выпущены юбилейные жетоны с изображением станций «Фрунзенская», «Московские ворота», «Электросила» и «Парк Победы».
- 28 декабря: Открыта станция «Адмиралтейская» 5 линии.
- 28 декабря: Выпущен юбилейный жетон «Адмиралтейская».
- 28 декабря: В правила пользования метрополитеном внесены изменения. Согласно распоряжению Комитета по транспорту № 116-р инвалиды по зрению при пользовании метрополитеном могут бесплатно провозить собаку-проводника, при условии наличия документа, подтверждающего прохождение курса обучения пользования метрополитеном инвалидов по зрению при сопровождении их собаками-проводниками.
2012
- 28 декабря: Открыты станции «Бухарестская» и «Международная» на линии 5.
- 28 декабря: Выпущены юбилейные жетоны со станциями «Бухарестская» и «Международная».
2013
- 1 мая: Организовано движение электропоездов в ночное время (в период навигации) по линии 5 на участке «Адмиралтейская» - «Спортивная».
- 1 июля: 50 лет четырем станциям метрополитена: «Сенная площадь», «Невский проспект», «Горьковская», «Петроградская».
- 1 июля: Выпущены юбилейные жетоны с изображением станций «Сенная площадь», «Невский проспект», «Горьковская», «Петроградская».
- 22 октября: На линии 3 началась ежедневная эксплуатация первого состава из вагонов нового поколения – поезда проекта «НеВа», совместного продукта чешской компании «ШкодаТранспортэйшн» и ОАО «Кировский завод».
- 7 ноября: Состоялось открытие вестибюля станции «Спасская» линии 4.
- 7 ноября: Выпущен юбилейный жетон «Спасская».
2014
- 17 апреля: Появилась возможность пополнять электронный билет «Подорожник» с помощью смс-сообщний с мобильного телефона.
- 20 апреля (в ночь с 19) пасха: впервые работа метрополитена осуществлялась в круглосуточном режиме.
- 17 июня: Выпущен первый жетон из серии «История подвижного состава Ленинградского-Петербургского метрополитена» с изображением вагона типа Г.
- 30 июня: Завершение работ по установке на всех станциях оборудования для обеспечения доступности метрополитена маломобильным группам населения.
- 10 июля: Презентация автоматизированной системы помощи машинистам «Штурман».
- 4 августа: Выпущен второй жетон из серии «История подвижного состава Ленинградского-Петербургского метрополитена» с изображением вагона типа Д.
- 14 октября: Во всех кассах станций метрополитена установлено оборудование для приема банковских карт (в общей сложности около 250 терминалов).
- 24 октября: Выпущен третий жетон из серии «История подвижного состава Ленинградского-Петербургского метрополитена» с изображением вагона типа Е, Ем.
- 14 ноября: Выпущен четвертый жетон из серии «История подвижного состава Ленинградского-Петербургского метрополитена» с изображением вагона модели 81-717/714.
- 3 декабря: Открытие после капитального ремонта станции «Лиговский проспект».
- 19 декабря: Выпущен пятый жетон из серии «История подвижного состава Ленинградского-Петербургского метрополитена» с изображением вагона проекта Нева модели 81-556/557/558.
2015
- 27 января: Петербургский метрополитен первым в России начал прием бесконтактной оплаты проезда по технологии MasterCard PayPass®.
- 7 февраля: Станция «Выборгская» закрыта на капитальный ремонт.
- 27 мая: Состоялось открытие второго вестибюля станции «Спортивная» Линии 5.
- 27 мая: Выпущена открытка «Второй выход со станции «Спортивная», в которую помещен жетон «60 лет», изготовленный Санкт-Петербургским монетным двором в конце 2014 года.
- 6 июля: После капитального ремонта, включавшего полную замену эскалаторных подъемников, открыт вестибюль станции «Пушкинская».
- 11 июля: Станция «Василеостровская» закрыта на капитальный ремонт.
- 15 октября: Выпущен юбилейный жетон, посвященный пятикопеечной монете, которая в течение 30 лет использовалась в качестве средства оплаты проезда в метро.
- 9 ноября: После реконструкции открыт для посетителей Интерактивный центр истории метрополитена. Новая площадка включает кинозал, макеты станций и вагонов, цифровые информационные экраны.
- 12 ноября: Состав проекта «Юбилейный» впервые вышел с пассажирами на Линию 3. В качестве подарка пассажирам салоны вагонов декорированы изображениями Петродворцового парка, Зимнего дворца, а также наиболее узнаваемых станций метрополитена.
- 15 ноября: В рамках празднования 60-летнего юбилея петербургского метрополитена запущен памятный ретро-состав – 4-х вагонный исторический поезд, тщательно восстановленный коллективами электродепо «Автово» и «Дачное».
- 11 декабря: Кассовые окна (по одному окну на вестибюль) 73-х вестибюлей станций оснащены переговорными устройствами с индукционными системами, совместимыми со слуховыми аппаратами.
- 25 декабря: Выпущен юбилейный жетон из серии «Вагоны метро», посвященный составу «Юбилейный».
- 25 декабря: Станция «Выборгская» открыта для пассажиров после капитального ремонта.
- 25 декабря: Во входных зонах 67 станций для обеспечения транспортной безопасности установлены 325 стационарных металлодетекторов для сплошного контроля пассажиропотока. Пятнадцать вестибюлей станций оснащены стационарными рентгеновскими установками для персонального досмотра пассажиров.
2016-2017
2016
- 8 февраля: Станция «Елизаровская» закрыта на капитальный ремонт.
- 26 апреля: На Линии 4 заработала система «Штурман» ― комплекс мониторинга физического состояния машинистов.
- 21 мая: На станции «Спортивная» впервые в петербургском метрополитене состоялся концерт симфонической музыки.
- 27 мая: Станция «Василеостровская» открыта для пассажиров после капитального ремонта.
- 1 сентября: Выпущены юбилейные жетоны, посвященные 50-летию со дня открытия станции «Дачное» и 75-летию ОАО «Метрострой».
- 15 ноября: Состоялся запуск на линию первого состава модели 81-722.1/723.1/724.1.
- 28 декабря: На линию вышел тематический состав «Литературный», украшенный портретами и цитатами из произведений великих русских писателей и поэтов.
- 29 декабря: Станция «Елизаровская» открыта для пассажиров после капитального ремонта.
2017
- 28 января: Станция «Лесная» закрыта на капитальный ремонт.