История метрополитена

  • ХРОНОЛОГИЯ

 

1889-1895

1889

  • Правление Балтийской железной дороги разработало проект метрополитена, согласно которому подземной линией соединялись все вокзалы Петербурга.

1893

  • Камер-юнкер Р.К. фон Гортман предложил соединить центр города с вокзалами линией скоростной железной дорогой.

1893

  • Гласный Городской думы барон Ф.Р. Бистром дополнил предыдущий проект новой линией по Екатерининскому (Грибоедова) каналу.

1895

  • Инженер путей сообщения Я.К. Генеман предложил засыпку Екатерининского канала с устройством в его «ложбине» электрической железной дороги.

в начало

1900-1909

1900

  • В Гатчине под Санкт-Петербургом по проекту инженера И.В. Романова была построена подвесная железная дорога.

1901

  • Инженер Г.А. Гришсон создал проект подземной дороги под Невским проспектом.
  • Инженер путей сообщения П.А. Рашевский разработал проект двух наземных линий метрополитена, которые соединяли центр города и вокзалы.
  • Инженер путей сообщения В.Н. Печковский предложил построить железную дорогу на эстакадах от Казанского собора к Балтийскому и Варшавскому вокзалами.

1901-1902

  • Гражданский инженер П.И. Балинский разработал несколько вариантов проекта Петербургского метрополитена.

1902

  • Инженер путей сообщения С.Н. Кульжинский предложил соединить все вокзалы надземной линией метрополитена.
  • Инженер Г.А. Гришсон предложил соорудить линию метрополитена включавшую подземные и наземные участки от Балтийского и Варшавского вокзалов до Финляндского.

1904

  • Гласный Городской думы А.Н. Никитин предложил вариант проекта метрополитена.

1906

  • Акционерное общество «Русских электротехнических заводов Сименс и Гальске» представила проект подземной электрической дороги под Невским проспектом.
  • Инженер путей сообщения А.А. Лешерн фон Герцфельд ходатайствовал о проведении через центр города надземной электрической железной дороги.

1907

  • Предприниматель и журналист И.П. Табурно проектировал скоростную дорогу на эстакадах над Екатерининским (Грибоедова) каналом.
  • Бельгийские инженеры И. Гюле и П.-Ф. Лево инженер путей сообщения В.Н. Беляев, техник М.П. Мульханов и предприниматель Г.Т. Полилов разработали проект скоростной дороги по реке Таракановке и Екатерининскому (Каналу).

1909

  • Комиссия по выработке мероприятий для улучшения условий пассажирского движения на казенных железных дорогах С.-Петербургского узла под председательством Главного инспектора Министерства путей сообщения. А.Н. Горчакова, обобщив многие прежние разработки, предложила прокладку трех линий метрополитена.

в начало

1911-1946

1911-1912

  • Инженер путей сообщения Ф.Е. Енакиев разработал Проект преобразования Петербурга, включавший строительство метрополитена.

1913-1915

  • По проекту инженера С.А. Бернатовича построена линия железной дороги от Нарвских ворот до поселка Княжево (вблизи Трамвайного проспекта) - первая электрифицированная железнодорожная линия в России, позднее получившая ОРАНЭЛ.

1914-1917

  • В управлении городских железных дорог разработаны несколько вариантов проектов строительства надземных и подземных линий метрополитена. Один из главных разработчиков - инженер-электрик Ю.К. Гринвальд.

1930

  • Ю.К. Гринвальд, главный инженер управления городских железных дорог, создал проект строительства в Ленинграде трех диаметральных линий метрополитена и двух соединительных.

1931

  • Инженер О.Н. Штерцер разработал проект двух линий метрополитена.

1932

  • В институте «Ленгоспроекттранс» профессор Е.А. Яковлев разработал проект двух линий метрополитена Витебской и Балтийской.

1933

  • Проект метрополитена разработан в ЛНИИКХе. Предусматривалось сооружение трех линий.

1934

  • В мастерской А.С. Никольского разработан проект метро (подземного трамвая) для Крестовского острова.

1935

  • АПО Ленсовета создан проект метрополитена, согласно которому предполагалось строительство трех линий.

1938

  • Председатель Ленгорсовета А.Н. Косыгин выступил с инициативой строительства в Ленинграде метрополитена. В ГлавАПУ составлена перспективная схема развития городского транспорта.

1941

  • Совет Народных Комиссаров и ЦК ВКП(б) приняли постановление о строительстве в Ленинграде метрополитена.
  • В апреле: начаты работы по строительству метрополитена (прерваны сразу после начала Великой Отечественной Войны). 

1946

  • 22 мая: возобновлены работы по строительству метрополитена.
  • 10 декабря: состоялся первый тур конкурса на архитектурное оформление станций первой очереди строительства Ленинградского метрополитена.

в начало

1950-1958

1950

  • Подведены итоги III конкурса на архитектурное оформление станций Ленинградского метрополитена.

1954

  • Декабрь: при исполкоме Ленсовета образовано Управление Ленинградского метрополитена.

1955

  • Из Московского метрополитена в Ленинград доставлено 59 вагонов метро типа «Г».
  • Март: организованы курсы по обучению рабочим профессиям для Ленинградского метрополитена. До октября 1955 года подготовлено почти триста человек машинистов и помощников машинистов электропоездов, дежурных по станциям и по посту централизации, электромехаников эскалаторов и тяговых подстанций, бригадиров пути. Производственную практику слушатели курсов проходили на Московском метрополитене. Первые группы машинистов комплектовались из железнодорожников, имевших право управления локомотивами.
  • 8 октября: по первой линии Ленинградского метрополитена прошел пробный поезд.
  • 15 октября: решением Исполкома Ленгорсовета депутатов трудящихся, постановил: создать структурные подразделения метрополитена: Службу движения, Электро-механическую службу, Службу СЦБ и связи, Службу пути, сооружения и сантехники, Электродепо, Объединенные мастерские, Службу материально -технического снабжения, Восстановительную базу, Автомобильно- транспортную базу, техническую школу метрополитена.
  • 14 ноября: указом Президиума Верховного Совета СССР Ленинградскому метрополитену присвоено имя В.И. Ленина.
  • 15 ноября: введена в эксплуатацию первая очередь Ленинградского метрополитена от станции «Автово» до станции «Площадь Восстания» протяженностью 10,8 км.
  • Введена в эксплуатацию первая очередь Электродепо «Автово».
  • Декабрь: С Мытищенского машиностроительного завода поступили 32 вагона новой серии «Д».

1956

  • Март: Техническая школа метрополитена приняла первых учащихся.
  • Впервые на сети железных дорог и метрополитенов применена автоматическая воздушная отчистка.

1957

  • Для производства капитального ремонта эскалаторов и двигателей подвижного состава созданы Объединенные мастерские метрополитена.
    В последствии были организованы около 20 участков и отделений: механосборочное, станочное шлифовальное термическое, гальваническое, инструментальное, ремонтно-хозяйственное. На мастерские возложили обязанности заняться изготовлением новой техники. Здесь изготовлялись автоматы для размена монет, автоматические контрольные пункты для станций метрополитена, подметальные и грязеуборочные машины. С 1 января 2002 года Объединенные мастерские получили статус завода.
  • Началось внедрение радиовещания на поездах.

1958

  • 1 июня: введен в эксплуатацию участок Кировско-Выборгской линии (ныне линия 1) от станции «Площадь Восстания» до станции «Площадь Ленина» протяженностью 3,4 км.
  • Впервые в стране на метрополитене начались работы по автоматизации управления поездами.

в начало

1960-1969

1960

  • 13 августа: введен в строй второй наклонный ход и наземный вестибюль станции «Площадь Восстания» со стороны Московского вокзала.

1961

  • 29 апреля: введена в эксплуатацию первая очередь Московско-Петроградской линии (ныне линия 2) от станции «Парк Победы» до станции «Технологический институт» протяженностью 6,5 км.
  • Июнь: для детей сотрудников Ленинградского метрополитена открыт пионерский лагерь в поселке Рощино на Карельском перешейке.

1962

  • Воздушно-тепловые завесы станций переведены на автоматическое программное управление.

1963

  • 1 июля: введен в эксплуатацию участок Московско-Петроградской линии от станции «Технологический институт» до станции «Петроградская» протяженностью 5,9 км.

1964

  • Введен в эксплуатацию первый на метрополитенах страны контактно-аккумуляторный электровоз.
  • Введены в эксплуатацию новые эскалаторы серии «ЛП».

1965

  • 9 октября: на Московско-Петроградской линии начаты испытания системы автоматического управления поездами.
  • Кировско-Выборгская линия оснащена поездной диспетчерской радиосвязью.

1966

  • Закончен перевод эскалаторов на скорость движения 0,94 метра в секунду вместо 0,72 метра в секунду.
  • Май: на Кировско-Выборгской линии открыто движение на участке от станции «Автово» до станции «Дачное» протяженностью 1,5 км.
  • Июнь: созданы эскалаторная служба и служба электроподстанции и сетей. Образована служба пути как самостоятельное подразделение метрополитена.

1967

  • Создана служба подвижного состава.
  • Январь: началась опытная эксплуатация автоведения поездов на Московско-Петроградской линии.
  • 3 ноября: введена в эксплуатацию первая очередь Невско-Василеостровской линии (ныне линия 3) от станции Василеостровская до станции «Площадь Александра Невского» протяженностью 8,2 км.

1968

  • На совмещенных тягово-понизительных подстанциях началась плановая замена ртутных выпрямителей на кремневые.
  • Поступили первые вагоны серии «ЕМ», изготовленные на вагоностроительном заводе имени И.Е. Егорова. Отличаются от вагонов серии «Е»: симметричным расположением дверей, увязкой дверной сигнализации с устройством управления, наличием системы автоведения.
  • Началась опытная эксплуатация автоведения поездов на Невско-Василеостровской линии.

1969

  • Началась модернизация освещения всех станций и вестибюлей с заменой ламп накаливания на люминесцентные и дуговые ртутные лампы.
  • объем перевозки пассажиров превысил один миллион человек в сутки.
  • 11 апреля: начался перевод управления электропоездами одним машинистом без помощника.
  • организована медсанчасть метрополитена.
  • Объединенные мастерские начали серийный выпуск поломоечных и подметательных машин.
  • 25 декабря: введен в эксплуатацию участок Московско-Петроградской линии от станции «Парк Победы» до станции «Московская» протяженностью 1,8 км.

в начало

 

 

1970-1979 

 

1970

  • 21 декабря:  введен в эксплуатацию участок Невско-Василеостровской линии от станции «Площадь Александра Невского» до станции «Ломоносовская» протяженностью 6,15 км.

1971

  • Началось внедрение системы автоматического и дистанционного управления эскалаторами.
  • Январь: Межведомственная комиссия государственного комитета СМ СССР по науке и технике приняла в постоянную эксплуатацию автоматическую систему управления ведения поездов на Московско-Петроградской и Невско-Василеостровской линиях.
  • 7 января: Указом Верховного Президиума Совета СССР Ленинградский метрополитен награжден орденом Ленина.

1972

  • Введено в эксплуатацию Электродепо «Московское». На парковых путях депо «Московское» впервые введена блочная маршрутно-релейная централизация.
  • 25 декабря: Введен участок Московско-Петроградской линии от станции «Московская» до станции «Купчино» протяженностью 4,4 км.

1973

  • В тоннелях на всех линиях во время движения погашено все освещение.
  • Создано ремонтно-строительное управление Ленинградского метрополитена.
  • Закончено усиление тягового электроснабжения Кировско-Выборгской линии для пропуска 40 пар 8-вагоных составов и Московско-Петроградской - 6-вагонных составов.
  • Переведены на телеуправление и телесигнализацию санитарно - технические устройства Кировско-Выборгской и Московско-Петроградской линий.

1974

  • Создан отдел автоматизированных систем управления метрополитеном, в котором началась установка первой управляющей электронной вычислительной машины М-6000.
  • 2 сентября: профессионально-техническое училище N 115 метрополитена приняло первых учащихся 1974 введен в эксплуатацию первый на метрополитене грузовой вагон для перевозки колесных пар, тяговых двигателей и других грузов.

1975

  • Принят в эксплуатацию новый вагон дефектоскоп, изготовленный на базе вагона серии «Е» и контролирующий одновременно две рельсовые нити.
  • 22 апреля: введен в эксплуатацию участок Кировско-Выборгской линии от станции «Площадь Ленина» до станции «Лесная» протяженностью 3.49 км.
  • 21 мая: метрополитены страны переданы в ведения Министерства путей сообщения.
  • 31 декабря: введен в эксплуатацию участок Кировско-Выборгской линии от станции «Лесная» до станции «Академическая» протяженностью 5,26 км.

1976

  • Сдана в эксплуатацию вторая очередь депо «Дачное» с поточными линиями среднего и капитального ремонта вагонов.
  • Начался перевод тягово-понизительных подстанций на бесконечную систему телемеханики с организацией новых диспетчерских кругов.
  • На станции «Технологический институт» смонтирована первая телевизионная установка для обзора эскалаторов и среднего зала станций.
  • На совмещенных тягово-понизительных подстанциях начата замена тягово-масленных трансформаторов на сухие
  • Началось производство среднего ремонта вагонов в депо «Дачное».
  • Декабрь: Государственное комиссией принята в эксплуатацию система автоматического управления поездами на Кировско-Выборгской линии.

1977

  • Поступили первые вагоны новой серии 81-717(714).
  • 29 сентября: введен в эксплуатацию участок Кировско-Выборгской линии от станции «Автово» до станции «Проспект Ветеранов» протяженностью 3,62 км.

1978 

  • Начался перевод линий на автоматический учет электроэнергии.
  • 29 декабря: введен в эксплуатацию участок Кировско - Выборгской линии от станции «Академическая» до станции «Комсомольская»(«Девяткино») протяженностью 4.32 км.
  • Сдана в эксплуатацию центральная телефонная станция на 2000 номеров.
  • На всех линиях движение поездов стали осуществлять машинисты без помощников.
  • Началась эксплуатация эскалаторов новой серии «ЭТ».
  • Введен в эксплуатацию котактно-аккумуляторный электровоз с тиристорно-импульсным управлением и рекуперативным торможением.
  • На площадке депо «Московское» закончено строительство главного склада службы материально-технического снабжения.
  • Начался монтаж клееболтовых изолированных стыков рельсов. 

1979

  • В депо «Дачное» начал производиться капитальный ремонт вагонов.
  • Для сотрудников Ленинградского метрополитена открыта база семейного отдыха на реке Оредеж.
  • 5 октября: введен в эксплуатацию участок Невско-Василеостровской линии от станции «Василеостровская» до станции «Приморская» протяженностью 2,36 км.
  • Введено в эксплуатацию Электродепо «Северное».
  • Закончено усиление системы тягового и внешнего электроснабжения Невско-Василеостровской линии для пропуска 44 пар шестивагонных составов с двигателем 110 квт.
  • Началось оснащение линий охранно-пожарной сигнализацией.

в начало 

 

 

1980-1989

1980

  • Все станции оснащены световыми информационными указателями и пиктограммами.
  • 18 июля: после реконструкции введены в строй наземный вестибюлю и наклонный ход станции «Технологический институт 2».
  • Ноябрь: открыт санаторий профилакторий метрополитена на 400 мест в Зеленогорске.
  • Завершена реконструкция электрочасового хозяйства с установкой электронных суточных и интервальных часов с секундным отсчетом времени.
  • Создан музей метрополитена.
  • Переведены на телеуправление санитарно-технические устройства Невско-Василеостровской линии.

1981

  • Впервые на метрополитене создана вагон-лаборатория по проверке путевых технических средств КСАУП, АЛС, радиосвязи, энергообеспечения.
  • 10 июля: введен в эксплуатацию участок Невско-Василеостровской линии от станции «Ломоносовская» до станции «Обухово» протяженностью 4,3 км.
  • Объем перевозки пассажиров превысил 2 миллиона человек в сутки.
  • На площадке депо «Московское» закончено строительство рельсосварочной базы с механическими мастерскими службы пути.
  • Создан Вычислительный центр метрополитена.

1982

  • На Московско-Петроградской линии установлен первый прибор обнаружения нагрева букс проходящих поездов.
  • На Невско-Василеостровской линии введена система автоматической локомотивной сигнализации с автоматическим регулированием скорости - АЛС-АРС.
  • 4 ноября: введен в эксплуатацию участок Московско-Петроградской линии от станции «Петроградская» до станции «Удельная» протяженностью 7,19 км.

1983

  • Прошла обкатка первого в стране вагона метрополитена с асинхронным тяговым приводом.
  • Началась замена на подстанциях масляных трансформаторов СЦБ на сухие.
  • В депо «Московское» введен в действие первый на метрополитене оздоровительный комплекс.

1984

  • На совмещенных тягово-понизительных подстанциях начата установка телеуправляемых защитных заземлителей 825 В.
  • Задействована система автоматического и дистанционного управления освещения на первых 4 станциях.
  • 28 декабря: введен в эксплуатацию участок Невско-Василеостровской линии от станции «Обухово» до станции «Рыбацкое» протяженностью 3,23 км.

1985

  • 30 декабря: введена в эксплуатацию Первая очередь Правобережной линии (ныне линия 4) от станции «Площадь Александра Невского» до станции «Проспект Большевиков» протяженностью 6,83 км.
  • На Правобережной линии задействовано новое основное средство сигнализации при движении поездов АЛС-АРС.
  • На станциях «Московские ворота» и «Петроградская» введены первые системы управления работы станции с теленаблюдением за пассажиропотоком от вестибюля до платформы - СУРСТ.

1986

  • Принята в эксплуатацию первая очередь автоматизированной системы управления метрополитеном - АСУ-метро. Введено в эксплуатацию Электродепо «Невское».
  • На Московско-Петроградской линии введена в эксплуатацию система управления АЛС-АРС.
  • Май: Создано проектное конструкторское технологическое бюро метрополитена.

1987

  • 1 октября: введен в эксплуатацию участок Правобережной линии от станции «Проспект Большевиков» до станции «Улица Дыбенко» протяженностью 1,76 км.

1988

  • 19 августа: введен в эксплуатацию участок Московско-Петроградской линии от станции «Удельная» до станции «Проспект Просвещения» протяженностью 3,73 км.
  • База отдыха «Кабардинка» на Черном море приняла первых отдыхающих.

1989

  • При железнодорожной больнице имени Ф.И. Дзержинского для сотрудников Ленинградского метрополитена построен лечебный корпус на 500 коек.
  • На Московско-Петроградской линии введены автоматический контроль параметров воздуха и автоматизированная система дистанционного управления тоннельной вентиляцией.

в начало

1990-1999

1990

  • Введена в действие первая в Ленинграде и области установка по утилизации люминесцентных ламп.
  • Для поликлиники метрополитена построено новое здание.
  • Внедрен вагон-габаритомер выполненный силами ПКТБ и службы пути на базе вагона серии «ЕМ».

1991

  • Профессионально-техническое училище N 115 переименовано в технический лицей метрополитена.
  • Декабрь: метрополитен передан из МПС в ведение администрации города.
  • 30 декабря: введен в эксплуатацию участок Правобережной линии от станции «Площадь Александра Невского II» до станции «Садовая» протяженностью 4,69 км.

1992

  • Кировско-Выборгская и Невско-Василеостровская линии оборудованы системой автоматического контроля параметров воздуха.
  • Июль: Ленинградский метрополитен имени В.И. Ленина переименован в Петербургский метрополитен.
  • Декабрь: на Петербургском метрополитене создана служба социальных объектов.

1995

  • Июнь: внедрена первая очередь системы прохода пассажиров в метрополитен по магнитным картам.
  • Ноябрь: на участке между станциями «Лесная» и «Площадь Мужества» произошел разлом тоннелей и их затопление. Линия 1 разорвана, движение поездов на аварийном участке прекращено.

1996

  • Началась разработка и внедрение нового поколения устройств по управлению движением поездов на основе микропроцессорной техники - системы «Движение», которая призвана существенно расширить круг решаемых задач и заменить устаревшие системы централизации стрелок и сигналов, автоведения поездов.

1997

  • Началась разработка и внедрение Комплексной автоматизированной системы диспетчерского управления (КАС ДУ). Новая система использует микропроцессорную технику, предназначена для диспетчерского контроля и управления движением поездов, объектами энергоснабжения и сантехустройствами и призвана заменить устаревшие и физически изношенные системы телемеханики.
  • 15 сентября: введен в эксплуатацию участок Правобережной линии (на момент ввода - линия 4, ныне линия 5) от станции «Садовая» до станции «Чкаловская» протяженностью 4,73 км.

1998

  • Январь: служба спец сооружений метрополитена вошла в состав электромеханической службы.
  • проведено техническое перевооружение 65 вестибюлей Петербургского метрополитена универсальными турникетами нового поколения УТ-96.
  • В автоматизированной системе контроля оплаты проезда в метрополитене (АСКОПМ) внедрена третья очередь - база данных проездных документов, позволяющая работать в реальном времени и вести мониторинг состояния технических средств системы.

1999

  • 15 января: введен в эксплуатацию участок Правобережной линии (на момент ввода - линия 4, ныне линия 5) от станции «Чкаловская» до станции «Старая Деревня» протяженностью 4,11 км.
  • 3 сентября: на Правобережной линии (на момент ввода - линия 4, ныне линия 5) введена в эксплуатацию станция «Крестовский остров».
  • В метрополитене появилась первая сотовая сеть.

в начало

2000-2009

2000

  • Создана служба договорных отношений.
  • Создана служба капитального строительства.
  • Введена в опытную эксплуатацию 1-я очередь Комплексной автоматизированной системы диспетчерского управления (КАС ДУ).

2001

  • Создано Электродепо «Выборгское».
  • Май: создана служба сбора доходов.
  • Ноябрь: создана служба общественного питания. 
  • Станции «Академическая», «Политехническая» оснащены станционной аппаратурой комплексной системы обеспечения безопасности движения и автоматизированного управления движением поездов (СА КСД).
  • Начались эксплуатационные испытания микропроцессорной системы интервального регулирования движения поездов с рельсовыми цепями, использующую фазоразностную модуляцию сигналов.

2003

  • Июль: создана служба контроля на метрополитене.
  • Осуществлен перевод на комплексную автоматизированную систему диспетчерского управления диспетчерских центров управления линий 1, 3 и 4.
  • Проведены эксплуатационные испытания системы автоматической идентификации номеров маршрутов на линии 4.
  • Введена первая очередь автоматизированной системы учета и анализа работы линий метрополитена (АСУ АРЛМ).
  • Завершено внедрение поездной аппаратуры комплексной системы обеспечения безопасности движения и автоматизированного управления движением поездов (ПА КСД) - на линии 2 (оснащен весь парк - 63 состава Электродепо «Московское»).
  • Завершено эксплуатационное испытание станционной аппаратуры комплексной системы обеспечения безопасности движения и автоматизированного управления поездов (СА КСД) на станциях «Академическая» и «Политехническая».

2004 

  • 26 июня: восстановлено движение от станции «Лесная» до станции «Площадь Мужества» на Кировско-Выборгской линии (линия 1). 
  • Август: ликвидирована дирекция строящегося метрополитена. 
  • Внедрена технология бесконтактных смарт-карт (БСК). Станции метрополитена оснащены устройствами обработки бесконтактных смарт-карт.
  • На метрополитене внедрена корпоративная электронная почта и автоматизированная система электронного документооборота.
  • Перевод Кировско-Выборгской линии с 7-вагонных составов на 8-вагонные.

2005

  • 2 апреля: введён в эксплуатацию участок Правобережной линии (на момент ввода - линия 4, ныне линия 5) от станции «Старая Деревня» до станции «Комендантский проспект» протяжённостью 2,66 км.
  • 25 августа: станция «Пролетарская» закрыта на реконструкцию до 25 февраля 2007 года.
  • 14 ноября: открылся музей Петербургского метрополитена в «Доме связи-2», расположенном рядом с вестибюлем станции «Приморская».
  • 15 ноября: Петербургский метрополитен отметил своё 50-летие. Со станции «Автово» под звуки военного оркестра отправился «ретро-поезд», в состав которого вошли несколько наиболее старых вагонов, окрашенных по «старой» схеме окраски.

2006

  • 10 августа: закрыт на реконструкцию вестибюль станции «Владимирская» до 1 марта 2008 года.
  • 17 ноября: после реконструкции досрочно открыта станция «Пролетарская».
  • 22 декабря: введен в эксплуатацию участок Московско-Петроградской линии от станции «Проспект Просвещения» до станции «Парнас».

2008

  • 16 февраля: после реконструкции открыт вестибюль станции «Владимирская».
  • 23 августа: вестибюль станции «Гостиный двор» досрочно закрыт на реконструкцию в связи с аварийным состоянием наклонного хода.
  • 11 октября: в связи с реконструкцией наклонного хода, станция «Горьковская» закрыта на капитальный ремонт.
  • 20 декабря: открыт 1-й участок новой Фрунзенско-Приморской линии от станции «Звенигородская» до станции «Волковская», но в связи с неоткрытием станции «Спасская» и, как следствие, невозможностью подключения участка «Комендантский проспект» - «Садовая» к новопостроенному участку, организовано временное челночное движение между этими двумя станциями по обоим путям.

2009

  • 7 марта: на Правобережной линии открыта станция «Спасская», ставшая конечной станцией 4 линии. Участок «Комендантский проспект» - «Садовая» присоединён к участку «Звенигородская» - «Волковская» с образованием полноценной 5 линии (Фрунзенско-Приморской), челночное движение между «Звенигородской» и «Волковской» прекращено. Протяженность всего пускового участка 6,94 км.
  • 31 августа: после капитального ремонта открыт вестибюль станции «Гостиный двор».
  • 26 декабря: открыты наземные вестибюли станций «Звенигородская» (новый) и «Горьковская» (после реконструкции).

в начало

 2010-2013

 2010

  • 22 апреля: премьерный показ мультфильма «Правила метрополитена - детям» в музее метрополитена. Используя мультипликацию, метрополитен наглядно рассказывает о Правилах пользования подземной железной дорогой. Также эти ролики размещены на сайте метрополитена и в стойках СПТИ на платформах.
  • 15 мая: Исходя из технического состояния, эскалаторы на пересадочном узле станции Спасская работают только на спуск. Осуществляется круговое движение.
  • 1 июня: Вестибюль станции «Площадь Александра Невского 1» закрыт, в связи с началом работ по капитальному ремонту тоннельной обделки наклонного хода, пассажиры пользуются входом и выходом на станцию через вестибюль станции «Площадь Александра Невского 2».
  • 1 октября: На станции «Автово» начинаются работы по капитальному ремонту потолка на платформе. Декоративные элементы потолка демонтированы. На период ремонта станция не закрывается. Работы продлятся до декабря 2012 года.
  • 15 ноября: Петербургскому метрополитену 55-лет. Со станции «Автово» под звуки военного оркестра отправился юбилейный состав с праздничным оформлением снаружи. В вагонах поезда размещены плакаты с информацией из истории метрополитена, также серия плакатов «Метро - глазами детей» и поздравительные открытки от пассажиров. Состав курсирует по линии 1.
    В вестибюлях станций разместили плакаты с историей метрополитена и интересные факты о первых станциях. В переходе со станции Садовая на станцию Сенную разместили галерею плакатов с проектами подземных интерьеров, которым не суждено было сбыться.
    Выпущен юбилейный жетон «55 Петербургскому метрополитену».
  • 22 ноября: Состоялась презентация книги «Санкт-Петербургский метрополитен: Путеводитель по петербургской подземке». Впервые в книгу собрали известные факты из истории Петербургского метрополитена и информацию связанную со строительством станций. Книга поступила в продажу в книжные магазины.
  • 30 декабря: Открыта станция «Обводный канал» 5 линии, с 2008 года пассажиры эту станцию проезжали транзитом.
    Выпущен юбилейный жетон «Обводный канал».

2011

  • 01 января: введен в действие новый вид проездного билета «Единый электронный билет» оформляемый на основе БСК «Подорожник», предоставляющий право на совершение поездок в пределах фиксированной суммы.
  • 21 января: К 70-летию ОАО "МЕТРОСТРОЙ" выпущен юбилейный жетон.
  • 29 апреля: исполнилось 50 лет с момента пуска первой очереди 2-ой линии Петербургского метрополитена от станции «Технологический институт» до станции «Парк Победы». Выпущены юбилейные жетоны с изображением станций «Фрунзенская», «Московские ворота», «Электросила» и «Парк Победы».
  • 28 декабря: Открыта станция «Адмиралтейская» 5 линии. Выпущен юбилейный жетон «Адмиралтейская».
  • 28 декабря: В правила пользования метрополитеном внесены изменения. Согласно распоряжению Комитета по транспорту № 116-р инвалиды по зрению при пользовании метрополитеном могут бесплатно провозить собаку-проводника, при условии наличия документа, подтверждающего прохождение курса обучения пользования метрополитеном инвалидов по зрению при сопровождении их собаками-проводниками.

2012

  • 28 декабря: Открыты станции «Бухарестская» и «Международная» 5 линии. Выпущены юбилейные жетоны со станциями «Бухарестская» и «Международная».

2013

  • 1 мая: организовано движение электропоездов в ночное время (в период навигации) по линии 5 на участке «Адмиралтейская» - «Спортивная».
  • 1 июля: 50 лет четырем станциям метрополитена: «Сенная площадь», «Невский проспект», «Горьковская», «Петроградская». Выпущены юбилейные жетоны с изображением станций «Сенная площадь», «Невский проспект», «Горьковская», «Петроградская».
  • 22 октября: на 3 линии началась ежедневная эксплуатация первого состава из вагонов нового поколения – поезда проекта «НеВа», совместного продукта чешской компании «ШкодаТранспортэйшн» и ОАО «Кировский завод».
    7 ноября: состоялось открытие вестибюля станции «Спасская» линии 4. Выпущен юбилейный жетон «Спасская».

в начало