Машинист мотовоза

Информация о требованиях при приёме на работу и об условиях труда и отдыха машинистов моторельсового транспорта метрополитена

 

1. Приём на работу

На курсы по обучению специальности «Машинист мотовоза метрополитена» принимаются мужчины* в возрасте от 18 лет** и выше, годные по состоянию здоровья.***     

Перед поступлением на курсы необходимо пройти медицинское освидетельствование в поликлинике метрополитена, адрес поликлиники: г. Санкт-Петербург, Трамвайный проспект, д. 22.    

Для прохождения медицинской комиссии необходимо предоставить справки о том, что Вы не состоите на учёте: в наркологическом диспансере, психоневрологическом диспансере, туберкулёзном диспансере своего района.     

Медицинская комиссия платная, но после окончания курсов и начала работы деньги возвращают. Также компенсируется получение платных справок из районных диспансеров.    

 Основные этапы медкомиссии:

  • проверка остроты зрения (зрение должно быть идеальным), проверка состояния глазного дна, проверка глазного давления;
  • электрокардиограмма;
  • велоэргометрия;
  • флюорография;
  • анализы;
  • врачи специалисты: хирург, невролог, стоматолог, отоларинголог, терапевт;
  • заключение председателя ВЭК.     

Лица, страдающие хроническими заболеваниями, имеющие пониженное зрение, пониженный слух, и т.д. не признаются годными по состоянию здоровья для работы машинистами.     

Впоследствии, машинисты ежегодно проходят такую медицинскую комиссию. Все требования медицины учитывают характер работы машиниста: в условиях тоннеля, машинист длительное время находится в ограниченном пространстве кабины и т.д.     

Перед началом обучения с учащимися заключается контракт, после окончания обучения обязательная отработка в течение 1 года в ГУП «Санкт-Петербургский метрополитен». В случае преждевременного разрыва контракта по инициативе работника, он должен возместить сумму, затраченную на его обучение (начисляется при оформлении увольнения).

 

2. Подготовка в Технической школе метрополитена

Теоретическое обучение осуществляется в Технической школе метрополитена, расположенной на площадке депо «Автово», по адресу пр. Стачек д. 100. Занятия проходят ежедневно с понедельника до пятницы с 9-00 утра до 16-20 по полтора часа с перерывами по 10 минут и обедом 40 минут. Суббота, воскресенье – выходные дни.

Общий срок обучения 3,2 месяца (12,9 недели), из них на теоретическое обучение отводится 5,4 недели, на производственное (поездная практика) – 5,5 недель, на повторение и экзамены – 2 недели.

 

УЧЕБНЫЙ ПЛАН
профессиональной подготовки по профессии «машинист мотовоза – 4 разряда»

№ п/п

Наименование предмета

Кол-во часов

 

Теоретическое обучение

240

1.

Электротехника с основами электроники

 

2.

Двигатели внутреннего сгорания

 

3.

Устройство, эксплуатация и техническое обслуживание мотовоза

 

4.

Управление мотовозом

 

5.

Автотормоза

 

6.

Правила технической эксплуатации метрополитенов Российской Федерации. Инструкции

 

7.

Охрана труда

 

8.

Гражданская оборона

 

 

Производственная практика

226

1.

Электромонтажные работы

 

2.

Ремонт мотовозов

 

3.

Техническое обслуживание

 

4.

Управление мотовозом

 

 

Квалификационные экзамены

48

 

Итого:

514

 

В день производится обучение по двум разным предметам. В процессе обучения изучается оборудование подвижного состава (механическое, пневматическое, электрическое), двигатель внутреннего сгорания, различные инструкции, оговаривающие порядок работы и действий машиниста в различных ситуациях (технологические инструкции, должностная инструкция, инструкции по выходу из аварийных ситуаций, Сборник №3 по действиям в чрезвычайных ситуациях), Правила технической эксплуатации метрополитенов, Инструкция по сигнализации на метрополитенах, Инструкция по движению поездов и маневровой работы и другие документы.     

Ежемесячно выплачивается стипендия (подробнее об уровне оплаты можно уточнить у специалиста отдела персонала) в зависимости от успеваемости учащегося (по итогам обучения за месяц высчитывается средний балл, на основании которого производится доплата к базовой стипендии, чем выше балл, тем больше доплата).     

Практическое обучение происходит под руководством опытного машиниста-наставника и машиниста-инструктора.     

Лица, не посещающие занятия, систематически неуспевающие по предметам, нарушающие внутренний распорядок технической школы, отчисляются. Лицам, имеющим хоть одну неудовлетворительную оценку по любому предмету в течение месяца, стипендия за месяц выплачивается в минимальном размере.

 

3. Условия труда и отдыха

По характеру работы машинист занят:

  • на хозяйственных перевозках (для обеспечения работы метрополитена);
  • маневровая работа на парковых путях (э/д «Автово, «Московское», «Северное»);
  • техническое обслуживание локомотива;
  • нахождение в резерве.     

 Преобладает работа на хозяйственных перевозках.     

Смены у машинистов делятся на дневные и ночные:

  • дневная смена: время заступления в 8-00 утра. Продолжительность смены - 8 часов (обед с 12-00 до 12-30).
  • ночная смена: начало смены в интервале в 23-30, окончание смены: в 05-30.

Перед началом смены машинист, в обязательном порядке, проверяется на медицинском смотровом комплексе, контролируется общее самочувствие машиниста, степень его готовности к работе (с применением компьютерной программы проверяется пульс, давление, индекс напряжённости, гистограмма, на основании этих данных программа выдаёт заключение о готовности и пригодности машиниста к работе). Лица, обнаруженные с остаточными явлениями, в состоянии алкогольного, наркотического, токсического эффекта, до работы не допускаются и увольняются из метрополитена.      

По окончании смены машинист, может быть подвергнут послерейсовому медицинскому осмотру.     

Место и день выхода на работу определяется графиком, который машинисту в конце текущего месяца на следующий.     

Место начала и окончания смены это депо. Работа машиниста требует от человека определённых качеств: дисциплина, внимание, умение быстро собраться в аварийной ситуации, не растеряться и принять правильное решение, наличие практических навыков по выходу из аварийной ситуации, определённой базы знаний.     

После окончания технической школы на протяжении всего времени работы машинистом, происходит постоянное теоретическое и практическое обучение. Один раз в месяц (до года самостоятельной работы) и один раз в три месяца (от года самостоятельной работы) в депо проводится техническая учёба и практические занятия по выходу из аварийных ситуаций.     

На технической учёбе рассматриваются вопросы конструкции подвижного состава, технические новшества, изменения в конструкции, электрические и пневматические схемы и т. д.     

На практических занятиях по выходу из аварийных ситуаций машиниста обучают правильным действиям при возникновении различных нештатных ситуаций, которые могут возникнуть при работе на подвижном составе.      

Все теоретические и практические занятия направлены на то, чтобы машинист квалифицированно работал, не терялся в нестандартных ситуациях, принимал правильные решения, т.к. на него возложена ответственность за жизни и безопасность других работников метрополитена, а в период движения поездов на линии – безопасность пассажиров.     

За нарушение требований инструкций машинист несёт ответственность, вплоть до уголовной.  

Для отдыха работников метрополитена и членов их семей созданы хорошие условия:

  • санаторий в г. Зеленогорск,
  • база отдыха в посёлке Кабардинка на Чёрном море,
  • база отдыха в посёлке Чёлово Ленинградской области,
  • летний лагерь отдыха для детей в посёлке Рощино Ленинградской области (в зимнее время работает, как лыжная база).     

Работники, отработавшие 12 с половиной лет машинистами, получают право на льготную пенсию, уход на пенсию в 55 лет. Все метрополитеновцы имеют медицинскую страховку от предприятия и возможность лечиться в поликлинике метрополитена.     

Все машинисты обеспечиваются бесплатной спецодеждой и средствами индивидуальной защиты.     

Ежегодный отпуск машиниста составляет до 45 календарных дней. В летнее время отпуск предоставляется один раз в три года. По желанию работника отпуск может быть разделён на части.

 

4. Оплата труда

Оплата труда машиниста повремённо-премиальная с суммированным годовым учётом рабочего времени.

Заработная плата машиниста складывается из нескольких составляющих:

  • оплата за отработанные часы;
  • доплата за работу в ночное время (40% от часовой тарифной ставки);
  • доплата за квалификацию;
  • доплата за выслугу лет;
  • премия.

Первые 1 – 1,5 года, после окончания технической школы, выпускники работают помощниками машинистов. Уровень заработной платы определяется исходя из успешности работы и дополнительных поощрений от Предприятия (подробнее об уровне оплаты можно уточнить у специалиста отдела персонала).

Так же машинисту предоставляется время на получение смежной специальности (стропальщик).     

Особые условия по оплате у машинистов, отработавших 25 лет и более, и имеющих высшую квалификацию.  

К оплачиваемому отпуску дополнительно выплачивается единовременное поощрение, размер которого устанавливается ежегодно приказом начальника метрополитена.      

Метрополитен – это государственное предприятие. По этой причине банки, занимающиеся ипотечным кредитованием, охотно предоставляют работникам метрополитена кредит на строительство жилья.

Оплата листов временной нетрудоспособности гарантирована. Оплачиваемые учебные отпуска предоставляются в соответствии с действующим законодательством.

 


* в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации №162 от 25 февраля 2000 года, в котором приведен перечень тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда женщин.

** в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 N 163 "Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет", статьей 265 Трудового Кодекса Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ и СанПиН 2.4.6.2553-09, утвержденными Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.09.2009 N 58.

*** место работы: г.Санкт-Петербург. Петербургский метрополитен служебным жильем не располагает и общежитие не предоставляет.